Thread Rating:
  • 0 Vote(s) - 0 Average
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Ребенок не говорит, форум, каковы причины и что делать родителям
#1
Когда родители с нетерпением ждут первых слов своего малыша, а он все молчит и молчит, это вызывает тревогу. “Ребенок не говорит”, “Почему ребенок не говорит в 2 года?”, “Что делать, если ребенок не говорит в 3 года?” – эти вопросы постоянно всплывают на форумах, посвященных развитию детей. Я сам видел, сколько переживаний связано с задержкой речи, и как важно разобраться, каковы причины и как помочь ребенку заговорить.
Почему ребенок не говорит: анализ возможных причин
Прежде чем паниковать, нужно понять, почему ребенок может не говорить в том возрасте, когда, по мнению родителей, он уже должен это делать. Важно помнить, что все дети развиваются индивидуально, и существуют определенные нормы, но отклонения от них не всегда свидетельствуют о серьезных проблемах.
  1. Индивидуальные особенности развития. Некоторые дети начинают говорить раньше, другие – позже. Если ребенок хорошо понимает речь, активно общается жестами, эмоционально реагирует на окружающий мир, то, скорее всего, у него просто немного замедленное развитие речи.
  2. Недостаток общения. Если с ребенком мало разговаривают, не читают ему книги, не играют в игры, стимулирующие речь, то его речевое развитие может задержаться.
  3. Билингвизм. Если в семье говорят на двух языках, ребенок может начать говорить позже, так как ему нужно освоить две языковые системы.
  4. Проблемы со слухом. Нарушения слуха могут препятствовать нормальному развитию речи.
  5. Особенности развития артикуляционного аппарата. Неправильный прикус, короткая подъязычная связка (уздечка) могут затруднять произношение звуков.
  6. Задержка речевого развития (ЗРР). Это более серьезная проблема, которая требует специальной коррекции.
  7. Общее недоразвитие речи (ОНР). Это более тяжелое нарушение, которое затрагивает все компоненты речи: фонетику, лексику, грамматику.
  8. Аутизм. В некоторых случаях задержка речи может быть одним из признаков расстройства аутистического спектра (РАС).
  9. Другие неврологические нарушения. ДЦП (детский церебральный паралич), генетические синдромы.
Примерные нормы речевого развития:
  • 1 год: произносит несколько простых слов (“мама”, “папа”, “дай”).
  • 1,5 года: словарный запас около 10-20 слов.
  • 2 года: словарный запас около 50 слов, использует простые фразы из двух слов (“мама, дай”).
  • 2,5 года: говорит предложениями из 3-4 слов, понимает простые инструкции.
  • 3 года: активно разговаривает, использует сложные предложения, хорошо понимает речь.
Форум: истории родителей, столкнувшихся с задержкой речи
На форумах, посвященных развитию речи у детей, таких как “Logoped.ru” или “Deti-club.ru”, родители делятся своим опытом и ищут поддержки.
Вот, например, отзыв от Ольги, 3 года, с форума “Развитие речи”:
Моему сыну 2 года и 3 месяца, а он говорит всего несколько слов. Я очень переживаю. Врач сказал, что у него задержка речевого развития (ЗРР). На форуме посоветовали обратиться к логопеду. Мы пошли на занятия в центр ‘Логопед Плюс’. Там с ним занимаются индивидуально, делают массаж языка, учат произносить звуки. Результаты уже есть! Он начал говорить больше слов, пытается строить простые фразы. Главное – не опускать руки и заниматься с ребенком.”
А вот история от Екатерины, 4 года, с форума “Особые дети”:
Моему сыну 3 года, и он почти не говорит. Он хорошо понимает речь, выполняет просьбы, но сам не разговаривает. Мы прошли обследование в центре ‘Прогноз’. Там нам поставили диагноз – аутизм. Сначала я была в шоке, но потом решила бороться. Мы занимаемся с логопедом, дефектологом, поведенческим терапевтом. Прогресс медленный, но он есть. Сейчас он уже может говорить простые фразы, лучше общается с другими детьми. На форуме нашла много информации о методиках АВА-терапии, которые используют в нашем центре. Без поддержки других родителей, наверное, было бы очень тяжело.”
Что делать родителям, если ребенок не говорит: стратегии и решения
Если вы заметили, что ребенок отстает в речевом развитии, важно не паниковать, а принять меры.
  1. Покажите ребенка специалистам.
    • Педиатр. Для исключения общих заболеваний.
    • Невролог. Для оценки неврологического статуса.
    • ЛОР (оториноларинголог). Для проверки слуха.
    • Логопед. Для оценки уровня речевого развития и разработки индивидуальной программы коррекции.
    • Детский психолог. Для выявления возможных психологических причин задержки речи.
  2. Создайте благоприятную языковую среду.
    • Разговаривайте с ребенком как можно больше. Описывайте все, что видите и делаете.
    • Читайте книги, пойте песни, рассказывайте стихи.
    • Играйте в игры, стимулирующие речь. Например, “Покажи носик”, “Кто как говорит”, “Что это?”.
    • Не используйте “сюсюканье”. Говорите с ребенком правильно, четко произносите слова.
    • Ограничьте просмотр телевизора и использование гаджетов.
  3. Занимайтесь с ребенком дома.
    • Логопедический массаж. Улучшает тонус мышц языка и губ.
    • Артикуляционная гимнастика. Упражнения для развития мышц артикуляционного аппарата. На форумах можно найти видеоуроки с артикуляционной гимнастикой. Например, канал “Логопед для всех”.
    • Игры на развитие мелкой моторики. Лепка, рисование, собирание конструктора.
  4. Посещайте занятия с логопедом. Индивидуальные занятия с логопедом помогут скорректировать речь ребенка и развить его речевые навыки. Стоимость одного занятия с логопедом в Москве варьируется от 1500 до 5000 рублей.
  5. Занимайтесь в группах. Групповые занятия с другими детьми помогут ребенку социализироваться и научиться общаться.
  6. Рассмотрите альтернативные методы.
    • Томатис-терапия. Метод стимуляции слуховой системы. Проводится в специализированных центрах.
    • Метод БОС (биологическая обратная связь). Метод коррекции различных нарушений с помощью специального оборудования.
Важные моменты для успешной коррекции речи
  1. Раннее начало коррекции. Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем больше шансов на успешный результат.
  2. Систематичность занятий. Важно заниматься регулярно, а не от случая к случаю.
  3. Положительный настрой. Создайте для ребенка комфортную и поддерживающую атмосферу.
  4. Терпение. Результаты могут появиться не сразу. Важно не опускать руки и продолжать заниматься.
  5. Сотрудничество с родителями. Родители должны активно участвовать в процессе коррекции и выполнять рекомендации логопеда дома.
Истории успеха и вдохновения
На форумах можно найти множество историй, как дети, которые долго не говорили, начинали разговаривать после занятий с логопедом.
Вот, например, отзыв от Марии, 33 года, с форума “Развитие детей”:
Мой сын молчал до 3 лет. Я очень переживала. Мы обошли кучу врачей, все говорили, что он здоров. На форуме посоветовали найти хорошего логопеда-дефектолога. Нашла замечательного специалиста в центре ‘Речь’. Она сразу нашла подход к моему сыну. Занятия были интересными и увлекательными. Через полгода мой сын заговорил! Сейчас ему 5 лет, и он болтает без умолку. Главное – найти своего специалиста.”
А вот история от Светланы, 36 лет, с форума “Особые дети”:
Моему сыну поставили диагноз – аутизм, и сказали, что он, скорее всего, никогда не заговорит. Я была в отчаянии. На форуме познакомилась с другими родителями, у которых дети с аутизмом. Они посоветовали мне обратиться в центр ‘Прогноз’ и начать заниматься по методике АВА-терапии. Это было очень тяжело, но мы не сдавались. Через год сын начал говорить отдельные слова, потом – простые фразы. Сейчас ему 7 лет, и он может выражать свои мысли и желания. Он, конечно, отличается от других детей, но он развивается и учится. Главное – верить в своего ребенка и не опускать руки.”
Важность ранней диагностики и коррекции
Задержка речи – это не приговор. При своевременной диагностике и правильной коррекции большинство детей догоняют сверстников. Форумы дают ценную информацию и помогают получить поддержку, но помните, что консультация с квалифицированными специалистами – это необходимое условие для успешной коррекции речи у вашего ребенка.
Reply


Forum Jump:


Users browsing this thread: 1 Guest(s)